
80 лет прошло с окончания Второй мировой войны, более 34 лет — с распада СССР. Однако споры и разногласия вокруг даты 9 мая продолжаются. Каждый год, особенно накануне Дня Победы, дискуссии усиливаются, превращаясь в столкновение между стремлением к национальному самосознанию и остатками советской идеологии.
Узбекистан — одна из стран, пересмотревших своё отношение
После обретения независимости Узбекистан переосмыслил значение 9 мая, придав дате новый национально ориентированный и мемориальный смысл. Выражения вроде «Великая Отечественная война» и «Великая Победа» были исключены из официального дискурса. Вместо этого день стал отмечаться как День памяти и почестей.
Изменения коснулись не только названия, но и сути. Теперь это день поминовения почти полумиллиона погибших соотечественников, воспоминаний о тяжёлых буднях в тылу и осознания ценности мира. Это не праздник — это ритуал памяти.
Политолог Толипов: «Эта дата обслуживает стратегию России»
Известный политолог Фарход Толипов отметил многослойный характер трактовки 9 мая. По его мнению, с течением времени дата всё больше начинает служить геополитическим интересам России.
«В советское время это был праздник Победы, но он всегда вызывал противоречивые чувства. Во-первых, само число — почему именно 9 мая? Во-вторых, с каждым годом этот день теряет универсальный смысл и выглядит как нечто важное только для россиян. Вряд ли остались страны, желающие отмечать этот день активнее, чем сама Россия», — говорит он.
Социолог Йулдашев: «Это не праздник, а день траура и памяти»
Этнопсихолог и социолог Махмуд Йулдашев тоже дал свою оценку происходящему. Он убеждён, что 9 мая должен восприниматься не как праздник, а как день общенационального траура.
«Это как поминки — с хлебом, с мероприятиями. В прошлом доходило до танцев под “Катюшу”. Это свидетельство того, что советская идеология до сих пор жива в общественном сознании. Мы не должны праздновать чужую войну, особенно войну империи, которая нас поработила», — подчёркивает он.
Ташанов: «Советский и нацистский режимы — оба репрессивные. Мы были жертвами»
Правозащитник Абдурахмон Ташанов считает, что война велась между двумя репрессивными, авторитарными режимами. Советский Союз поработил народы Центральной Азии, репрессировал интеллигенцию, жестоко подавлял любое инакомыслие.
«Советская идеология до сих пор оказывает влияние на наше общество. Молодёжь до 35 лет считает 9 мая праздником — это говорит о продолжающемся идеологическом давлении. Нужна чёткая национальная политика и политическая воля, чтобы освободиться от этих оков», — отмечает он.
Историк Махмудов: «Мы участвовали в войне не по своей воле»
Историк Завкибек Махмудов категорично утверждает: называть 9 мая праздником — это признак “манкуртизма” (утраты национального сознания). По его словам, если бы мы шли на войну добровольно, можно было бы говорить о победе. Но нас заставляли.
«Чтобы праздновать 9 мая, нужно быть свободным народом. Нам не предложили — нас вынудили. Причём вынудили так, что отступившего или попавшего в плен ждал смертный приговор. Это был выбор без выбора», — говорит он.
Редакция Zamin.uz считает, что каждый должен лично переосмыслить 9 мая. Это дата, требующая зрелого подхода между правдой, памятью и духовной свободой. Истинная ценность — в мире. А чтобы её понять, нужно извлекать уроки из истории. Читайте «Замин» в Telegram!
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterНовости по теме