date

АИ-80 будет снят с производства: что ждет Узбекистан?

АИ-80 будет снят с производства: что ждет Узбекистан?
В топливном рынке Узбекистана начинаются серьёзные изменения. С сентября текущего года планируется полное прекращение производства бензина с низким октановым числом АИ-80. Об этом стало известно из документа, оказавшегося в распоряжении Kun.uz. Согласно ему, предприятия, входящие в систему «Узбекнефтегаза», планируют до конца года полностью израсходовать запасы АИ-80, а с 2026 года перейти на продажу только бензина с высоким октановым числом, сообщает kukdala.uz.

Эта реформа открывает новый этап в топливной политике страны. Она имеет важное значение не только с точки зрения качества энергетических ресурсов, но и с позиций экологии, рыночных механизмов и прав потребителей. Но самые главные вопросы таковы: как это решение будет работать на практике? Как оно повлияет на цены? Не возникнет ли дефицит бензина на рынке?

Какова текущая ситуация с бензином АИ-80?
В настоящее время бензин АИ-80 в основном производится на нефтеперерабатывающих заводах в Бухаре и Фергане. Один из них находится в ведении «Узбекнефтегаза», второй — принадлежит частной компании «Saneg». В Сурхандарье и Чиназе также есть небольшие предприятия, производящие незначительные объёмы АИ-80. Однако практически вся потребность страны покрывается за счёт местных производителей. Импорта фактически нет.

В настоящее время «Узбекнефтегаз» в сотрудничестве с Китаем работает над увеличением производства бензина АИ-92 на Бухарском заводе. По проекту, это будет «присадочный» бензин, то есть октановое число будет увеличено с помощью специальных добавок. Такое технологическое решение должно снизить себестоимость, но точные расчёты по ценам пока не обнародованы.

С 2026 года только бензин с высоким октановым числом?
Согласно официальным планам, в 2025 году «Бухарский НПЗ» произведёт около 1 млн тонн бензина, из которых почти половина — АИ-92+. Производство АИ-80 прекратится с сентября. Запасы этого бензина будут распроданы до конца года, и с 2026 года на рынке останется только АИ-92 и выше.

Этот процесс не может быть реализован за один день. Здесь важны такие факторы, как расширение импорта, создание конкурентной среды, налоговые льготы.

Что говорят эксперты?
Экономист Отабек Бакыров отметил, что вопрос отказа от бензина АИ-80 поднимается с 2020 года, и подчеркнул, что откладывать это больше нельзя, а самое подходящее время — сейчас. По его мнению, невозможно начать этот процесс в осенне-зимний период, когда спрос высок, поэтому реформу нужно проводить летом.

По его анализу, в топливном рынке Узбекистана производится примерно 800 тысяч тонн АИ-80, около 100 тысяч тонн АИ-92, остальное — импорт. Цель — покрыть потребность в 1.2–1.3 млн тонн за счёт конкурентного АИ-92 и АИ-95. Для этого необходимо устранить все барьеры — пошлины, логистику, квоты, технические ограничения.

Он сказал: «Если в Кыргызстане, несмотря на отсутствие запасов нефти, бензин АИ-92 дешевле, почему Узбекистан не может сделать то же самое?»

Без конкуренции и рыночных механизмов цена не упадёт
Согласно мнению экономистов, если цены на бензин устанавливаются искусственно или зависят только от местных производителей, дефицит на рынке неизбежен. Чтобы отказаться от АИ-80, сначала нужно обеспечить достаточные объёмы АИ-92 и выше по конкурентной цене. Это невозможно без либерализации импорта.

Для импортеров необходимо устранить все административные барьеры при ввозе бензина из Ирана, Ирака, Туркменистана, Казахстана, России и других стран. Временно можно отменить налог на потребление, предоставить железнодорожные и логистические льготы.

Чем опасен бензин АИ-80 с экологической точки зрения?
Бензин АИ-80 вызывает не только экономические, но и экологические проблемы. При его сгорании выделяется больше угарного газа, несгоревших углеводородов и частиц PM2.5. Эти вещества вредят здоровью человека и способствуют изменению климата.

Климатолог Эркин Абдуллахатов отметил, что этот вид бензина используется только в Афганистане, помимо Узбекистана, и призвал отказаться от такого некачественного топлива. По его словам, в мировой практике бензин АИ-80 уже выведен из обращения.

Качественный бензин — эффективное движение
Хотя многие автомобили в Узбекистане работают на метане и пропане, бензин остаётся важной частью. Если АИ-80 будет заменён на АИ-92, это будет положительно с точки зрения экологии, срока службы двигателя и эффективности использования.

Вывод: шаг не назад, а вперёд
Отказ от АИ-80 — это реформа, которую нельзя откладывать. На этом пути нужны решимость, политическая воля и системное планирование. Чтобы избежать роста цен и дефицита, необходимо заранее расширить импорт, пересмотреть логистику и, самое главное, создать свободную конкурентную среду.

Если всё это будет реализовано, не только цены останутся стабильными, но и потребители получат качественное, экологически чистое и безопасное топливо. Это станет новым этапом реформ в транспортной сфере Узбекистана.
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости » Узбекистан » АИ-80 будет снят с производства: что ждет Узбекистан?