
С 29 января 2026 года финансовые учреждения Узбекистана перейдут на новый формат работы с клиентами при выдаче потребительских кредитов. Центральный банк республики утвердил ряд изменений, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав заемщиков.
Одним из основных нововведений станет введение обязательства по предоставлению гражданам специального перечня (чек-листа), подробно описывающего все риски, связанные с кредитными обязательствами. Это правовое изменение было зарегистрировано в Министерстве юстиции 28 октября 2025 года и предусматривает значительный пересмотр минимальных требований к деятельности коммерческих банков.
Основная цель реформы — сделать процесс получения кредита физическими лицами максимально прозрачным и осознанным. По мнению руководства Центрального банка, внедрение стандартизированного перечня рисков (чек-листа) позволит гражданам принимать более взвешенные и осознанные решения до подписания кредитного договора.
Проект документа, прошедший общественное обсуждение в августе текущего года, определяет для перечня четыре важных тезиса. Заемщик должен подтвердить своей подписью, что понял следующие пункты: - «Кредит — это расход»; - «Я внимательно ознакомился с графиком погашения кредита»; - «Моего дохода достаточно для осуществления платежей по кредиту»; - «Я осведомлен о последствиях просрочки по кредиту».
Особое внимание в новых правилах уделено цифровым банковским услугам. При оформлении кредита через мобильные приложения или сайты строго запрещается использовать любые заранее отмеченные галочки и другие элементы, автоматически выражающие согласие клиента с каким-либо условием.
Кроме того, банкам ограничено заранее заполнять в онлайн-формах такие основные параметры кредита, как сумма, процентная ставка и срок. «Это обеспечивает свободу принятия решений при пользовании банковскими услугами, повышает прозрачность условий и предотвращает будущие разногласия между банками и клиентами», — подчеркнула пресс-служба регулятора.
Кроме того, в каждом банке должна быть предусмотрена процедура пересмотра условий кредитных договоров, которая, однако, должна быть прозрачна для потребителей. Эти меры адресованы заемщикам, которые испытывают финансовые трудности и не могут вовремя выполнять свои обязательства.
Также регулятор прямо запрещает ряд недобросовестных практик. Теперь финансовым организациям запрещается: - Активно побуждать клиентов к получению кредита на сумму, превышающую указанную в первоначальном заявлении; - Претендовать на государственные социальные пособия и другие виды материальной помощи; - Требовать досрочного погашения кредита до календарной даты, указанной в договоре или графике платежей.
Еще одно важное нововведение касается предоставления информации о системе гарантирования вкладов. Банки обязаны предоставлять клиентам полную информацию о деятельности Фонда гарантирования вкладов граждан.
Они должны разъяснить клиентам, какие вклады находятся под защитой, максимальные суммы выплат, а также порядок и сроки получения компенсаций в случае отзыва лицензии у банка. Все указанные изменения вступают в силу через три месяца после официальной регистрации, то есть с 29 января 2026 года.
Читайте «Zamin» в Telegram!
Ctrl
 Enter
 Нашли ошибку? 
 Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter Похожие новости
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 