
Согласно последнему отчету Государственного комитета по статистике, за первые девять месяцев 2023 года доля ненаблюдаемой экономики в валовом внутреннем продукте Узбекистана достигла 33,3%. Этот показатель составил 433,67 трлн сумов (примерно 36,17 млрд долларов США).
Рост произошел на фоне общего увеличения экономики, превысив долю в 32,9% в первой половине этого года. По предварительным данным, за январь-сентябрь объем ВВП страны впервые превысил 1,3 квадриллиона сумов (около 108,73 млрд долларов), при этом был зафиксирован реальный рост в 7,6%.
Это самый высокий темп роста с 2021 года, то есть в период восстановления после пандемии COVID-19. Структура ненаблюдаемой экономики — то есть неформальная и скрытая деятельность — претерпела некоторые изменения.
Основная доля приходится на неформальный сектор: этот показатель составил 333,82 трлн сумов или 25,6% ВВП. Скрытая экономика же равняется 99,85 трлн сумов, что соответствует 7,7% ВВП.
Для сравнения: если в первой половине года доля неформального сектора выросла, то доля скрытой экономики несколько снизилась. При анализе по отраслям наиболее высокий уровень ненаблюдаемой экономической активности зафиксирован в сельском хозяйстве, лесном и рыбном хозяйстве — этот показатель составил 69,4% валовой добавленной стоимости.
На следующих местах — сфера услуг с долей 36,2% и строительный сектор с долей 35%. В промышленности этот показатель самый низкий — 10,2%.
По итогам 2024 года объем ненаблюдаемой экономики превысил 505 трлн сумов (примерно 40 млрд долларов США), что составило 34,8% ВВП. Тогда неформальная экономика составляла 26,4% ВВП, а скрытая — 8,4%.
В сентябре 2023 года объем скрытой экономики оценивался в 32 млрд долларов, что составляло примерно 40% ВВП. Ключевыми факторами при этом назывались вторичный рынок жилья и автомобилей, неформальная торговля и сфера услуг.
Правительство страны предпринимает системные меры по сокращению этого сектора. Например, в июле 2024 года Генеральная прокуратура запустила специальный Telegram-бот для сбора от граждан информации о правонарушениях и предложений для решения существующих проблем.
Действия правоохранительных и контрольных органов приносят результаты: по итогам 2024 года Генеральная прокуратура обеспечила взыскание в государственный бюджет 16 трлн сумов ранее «теневых» средств. Кроме того, было легализовано более 15 тысяч рабочих мест и деятельность 9 тысяч субъектов предпринимательства, а в рамках уголовных дел возмещён ущерб на сумму 2 трлн сумов.
У правительства большие планы на будущее. Заместитель председателя Государственного налогового комитета Мубин Мирзаев сообщил в декабре 2024 года о планах снизить объем теневой экономики вдвое к 2030 году.
Ожидается, что только в 2025 году меры по «обелению» экономики принесут государственному бюджету дополнительно 20 трлн сумов.
В Узбекистане выросла доля теневой экономики
Ctrl
Enter
Нашли ошибку?
Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter Похожие новости