date
views 143

Северный Кипр и тюркское единство: не конфликт, а постепенное движение

Северный Кипр и тюркское единство: не конфликт, а постепенное движение
В эти дни в Турции, в Центральной Азии и в зарубежных СМИ тема Северного Кипра стала особенно актуальной. Некоторые высказывают утверждение, что “Центральная Азия предала тюркское единство”. Но откуда появились эти заявления, кто их распространяет? Как возникла Турецкая Республика Северного Кипра и почему резолюции ООН по этому поводу ставятся под сомнение?

Источником таких разговоров стала Самаркандская декларация, подписанная по итогам саммита Центральная Азия – Европейский союз, прошедшего 3–4 апреля. В одном из пунктов декларации упоминаются резолюции ООН №541 и №550, принятые в 1983–84 годах. Эти резолюции подчеркивают единство Кипра.

Кипр — остров в Средиземном море, площадь 9251 км², население превышает 1,35 миллиона человек. Расстояние от Кипра до границы с Турцией — всего 60 км, тогда как до Греции — 783 км. То есть Кипр в 13 раз ближе к Турции, чем к Греции.

С 1571 года Кипр входил в состав Османской империи. На острове вместе жили греки и турки. После османского периода Кипр оказался под контролем Великобритании. В 1960 году Кипр получил независимость от Британии. Чтобы понять, почему впоследствии независимое государство оказалось разделённым, стоит вспомнить события в Греции.

В 1945 году завершилась Вторая мировая война, начинается холодная война между США и СССР. В Греции в 1946–49 гг. произошла гражданская война из-за восстания коммунистов, и правительство одержало победу благодаря поддержке США и Великобритании. В 1967 году в Греции военные совершают переворот. “Чёрные полковники” начинают массовые репрессии против коммунистов, социалистов, интеллигенции и оппозиции. Нарушения прав человека были настолько грубыми, что Дания, Швеция и Норвегия предложили исключить Грецию из Совета Европы. Не дожидаясь этого, сама Греция вышла из Совета.

Один из лидеров хунты — Георгиос Пападопулос — одновременно занимал посты премьер-министра, министра внутренних и иностранных дел, министра обороны. Остальные военные также оккупировали ключевые государственные должности.

В ноябре 1973 года массовые протесты студентов приводят к падению Пападопулоса и его домашнему аресту. Власть переходит к другому военному — бригадному генералу Димитриосу Иоаннидису.

В условиях, когда США стремятся предотвратить распространение влияния СССР в Греции, Вашингтон закрывает глаза на репрессии. Но после арабо-израильской войны 1973 года, в октябре, король Саудовской Аравии Фейсал наложил нефтяное эмбарго на США и их союзников. Это приводит к экономическому кризису в США, и Вашингтон фактически не может больше поддерживать Грецию.

На этом фоне Иоаннидис начинает кампанию под лозунгом “Великая Греция” — мол, “давайте вернем исторические земли!”. 15 июля 1974 года он организует переворот на Кипре, свергнув президента Макариоса III. После этого начинаются репрессии против турок, проживающих на севере острова. Турция не может оставаться в стороне и 20 июля вводит войска на Кипр для защиты турецкого населения.

Таким образом, государством, попытавшимся аннексировать Кипр, была Греция, а не Турция. Турция оправдала свои действия обязательствами гаранта, полученными в 1960 году, когда Кипр провозгласил независимость при гарантиях со стороны Великобритании, Греции и Турции.

После вмешательства Турции греки проигрывают, президент Макариос III возвращается к власти. На фоне угрозы войны между Грецией и Турцией, 24 июля 1974 года хунта в Греции распадается, страна начинает переход от диктатуры к демократии.

В 1975 году между греческой и турецкой общинами Кипра достигается соглашение: остров должен стать федеративной республикой, с гарантиями отсутствия репрессий. Но договор остаётся не реализованным, и через 8 лет, в 1983 году, Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) провозглашает независимость.

ТРСК по сей день не признана ООН, поскольку постоянные члены Совбеза (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай) не особенно благосклонны к Турции и мусульманскому миру.

Единственная страна, признавшая ТРСК — Турция. У республики есть посольство в Анкаре, а также статус наблюдателя в Организации исламского сотрудничества и Организации тюркских государств. Однако Запад, особенно ЕС, против признания Северного Кипра. Отношение к Турции по-прежнему определено османским прошлым: Турция уже 40 лет не может вступить в ЕС, тогда как Кипр стал полноправным членом ЕС в 2004 году и с 2008 года использует евро.

Действуют ли резолюции 541 и 550 Совбеза ООН в полной мере?

По мнению экспертов в области международного права — нет, есть нюансы. 24 апреля 2004 года по всему Кипру проводится референдум под эгидой ООН согласно плану Кофи Аннана. Согласно плану, Кипр должен объединиться, управление страной осуществлялось бы президиумом из 6 человек: 4 грека и 2 турка, которые бы поочередно становились премьер-министром, президентом и вице-президентом. При этом 37% турецкой территории сокращались до 28%.

Итоги референдума: 75% киприотов-греков голосуют против объединения, а 65% турок — “за”. Почему греки были против? Потому что южный Кипр — экономически развит, туристически привлекателен и интегрирован в международные отношения. Северный Кипр — под санкциями, беднее. Часть кипрских греков не хотела “тащить на себе” север и ссылается на “переселённых из Турции турок”.

Позиция Турции ясна: культурная автономия и никаких репрессий. Перед ТРСК два варианта: либо признание независимости мировым сообществом, либо объединение с югом с полными правами и автономией. Оба варианта предполагают гарантии прав для турок Кипра.

Северный Кипр — неотъемлемая часть тюркского мира

Тюркский мир — это в первую очередь духовная, культурная и идентичностная общность. Независимо от того, в какой части мира живут тюркские народы, они считаются частью этого мира. Поэтому Северный Кипр — это не вопрос статуса, а вопрос юридического оформления уже существующей принадлежности.

Тюркский мир всегда подвергался давлению со стороны великих держав. И в будущем такие давления и противоречия не исчезнут. Поэтому тюркские государства должны одновременно укреплять территориальное единство и развивать единство с другими тюркскими народами, несмотря на сложности и конфликты.

Некоторые СМИ в Турции утверждают, что “Центральная Азия предала тюркское единство, Эрдоган проиграл во внешней политике”. Однако в Турции силён политический плюрализм, много оппозиционных партий. Те, кто поднимает панику вокруг Северного Кипра — в основном оппозиционные СМИ, активисты и мыслители. Официальная Анкара не делала никаких заявлений, так как понимает: разногласия следует преодолевать через сотрудничество и единство.

Северный Кипр — историческая часть тюркского мира, и юридическое признание этого факта показывает важность развития, единства и общего могущества.

Камолиддин Раббимов,
политолог
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости » Мир » Северный Кипр и тюркское единство: не конфликт, а постепенное движение