Центральный банк вынес на общественное обсуждение проект правил поведения для участников рынка кредитной торговли. Документ направлен на более широкую защиту прозрачности, стандартов этики и прав клиентов на рынке.
Согласно проекту, через Ассоциацию FinTech будет запущена система "Знак доверия." Этот признак означает прозрачность и соответствие кредитных услуг требованиям законодательства, для получения которого субъект предпринимательства должен быть членом Ассоциации.
Кроме того, каждая кредитная организация должна предоставлять полную и понятную информацию обо всех продуктах, порядке оплаты, комиссиях и штрафах на своем официальном сайте. До заключения договора с клиентом поставщик услуг публично предоставляет следующую информацию: стоимость единовременной оплаты, общая сумма после всех надбавок и сборов, точный график платежей, различные комиссии и штрафы, полная стоимость услуги в процентном эквиваленте в год, порядок досрочного расторжения договора, последствия просроченного платежа, номер "Знак доверия" и контактные данные для обращения.
Использование азартных и вводящих в заблуждение фраз в рекламе запрещено. В частности, такие определения, как "0 процентов," "бесплатно," "подходит для всех," не используются. Это требование было введено, чтобы ознакомить клиента с конкретными условиями и не соблазнить его чрезмерными обещаниями.
Также установлено возрастное ограничение: кредитные услуги предоставляются только лицам старше 18 лет. Первоначальный лимит установлен в размере 2 миллионов сумов. Если клиент хочет увеличить лимит, его долговая нагрузка не должна превышать 50%. Сумма всех процентов и сборов не должна превышать половины суммы основного долга в год.
Процесс взыскания задолженности осуществляется в строгом соответствии с правовыми и человеческими критериями: такие методы, как угрозы, давление, посягательство на честь и достоинство, категорически запрещены. Клиенту, имеющему просроченную задолженность, новый кредит не предоставляется. Также кредитные организации внедрят конкретные механизмы работы с просрочкой: Soft-Collection (напоминание и общение), Hard-Collection (в рамках жестких мер, в рамках действующего законодательства), Legal-Collection (с участием судебно-правовых органов).
Меры против мошенничества также будут усилены. Новые клиенты будут регистрироваться биометрическим методом, в организациях будут функционировать отделы информационной и кибербезопасности. Будет налажен постоянный обмен информацией с кредитными бюро, при оценке истории клиента будут применяться автоматизированные критерии.
Проект в настоящее время находится на общественном обсуждении. После учета предложений и замечаний предусмотрено поэтапное внедрение требований в практику. По словам ответственных лиц, новые правила укрепляют атмосферу доверия в кредитной торговле и делают отношения между клиентом и организацией открытыми и упорядоченными.
Читайте «Zamin» в Telegram!