Фото: svoboda.org
Президент Украины Владимир Зеленский заявил в интервью британскому журналисту Пирсу Моргану, что готов сесть за стол переговоров с президентом России Владимиром Путиным, если это единственный вариант достижения мира. Все заявления Зеленского за последние недели на тему возможных мирных переговоров, судя по всему, преследуют две цели: продемонстрировать свою максимальную готовность к таким переговорам и дать сигнал о готовности корректировать свою позицию в ходе них.
Многие, в том числе Пирс Морган, отмечают, что нынешние слова украинского президента противоречат официальной позиции Киева, которую сам Зеленский неоднократно озвучивал на протяжении трех лет большой войны.
Но, судя по всему, Зеленского это не смущает. Более того, ее «железобетонную» позицию можно рассматривать как изменение перспективы Украины. Ведь сейчас украинский президент по сути транслирует простую максиму: я согласен на все, чтобы остановить войну и не допустить ее повторения. И если это означает, что мне придется взять свои слова обратно, я сделаю это.
Еще осенью 2022 года Зеленский подписал указ о невозможности переговоров с Владимиром Путиным.
Сегодня можно долго спорить о том, была ли столь резкая реакция на решение президента России аннексировать четыре области Украины неправильной и не ограничило ли это пространство для маневра Киева. Дело в том, что именно Владимир Путин в последнее время часто упоминает указ Зеленского: я не против переговоров с Украиной, но они сами это запретили.
Но решения, принятые президентом, не могут быть им отменены, и именно это имел в виду Зеленский в своем интервью Моргану: «Если это единственная конфигурация, которая принесет мир гражданам Украины и не приведет к жертвам, мы, безусловно, примем эту конфигурацию встречи [с Путиным]». Он добавил: «Даже просто поговорить с этим убийцей — это уже компромисс».
То есть Зеленский говорит, что с его стороны нет никаких проблем: давайте организуем встречу с участием представителей Украины, России, США и Евросоюза и поговорим о том, кто хочет мира, а кто хочет войны.
Сам Путин на прошлой неделе заявил, что не будет говорить напрямую с Зеленским, но готов «развести людей, которые будут вести такие переговоры», и что это будет отдельная сюжетная линия в этом процессе. Президент России назвал Зеленского нелегитимным президентом, который не имеет права подписывать какие-либо мирные переговоры и «устарел».
Этот вопрос также поднимался в интервью. В ответ Зеленский мог бы напомнить, что Украина официально не признает Владимира Путина законным президентом России, но он этого не сделал.
Вместо этого, продемонстрировав сдержанность и готовность к компромиссу, российский лидер напомнил, что он последовательно избегал переговоров с Зеленским в течение двух лет, предшествовавших масштабному вторжению, когда его легитимность не вызывала сомнений в Москве.
Кроме того, он в очередной раз выразил готовность провести выборы на Украине, как только украинские солдаты вернутся домой и получат возможность проголосовать, — то есть по сути все в руках Путина.
Но независимо от позиции российского президента, легитимность Зеленского не вызывает сомнений у Дональда Трампа и других мировых лидеров.
Как Украина меняет свою позицию?
Позиция Украины на этих переговорах также смягчится. В 2022–2023 годах Зеленский заявлял, что ни о каких переговорах с Россией не может быть и речи, пока последний российский солдат не покинет международно признанные границы Украины.
Заявление Зеленского прозвучало на фоне продвижения российских войск и регулярных обстрелов украинских городов
Многие западные комментаторы даже назвали это условие начала переговоров максималистским и маловероятным для достижения. За последний год (по мере активизации наступления России на востоке страны) эти голоса стали громче.
В интервью Пирсу Моргану Владимир Зеленский занял иную позицию: «Сегодня мы не можем вернуть все наши территории. Без сомнения, мы адекватные люди. «Мы не можем жертвовать миллионами наших людей ради неопределенного результата».
В то же время Зеленский отступает на заранее подготовленные позиции, выражаясь военным языком. По его словам, Украина смирится с временной оккупацией части своей территории, но никогда юридически не признает оккупированные земли принадлежащими России. «Со временем мы вернем себе нашу землю», — говорит Зеленский.
Наблюдатели рассуждают о том, какая структура может возникнуть в результате, проводя параллели со странами Балтии, оккупированными Советским Союзом в 1940 году.
Западные страны никогда не признавали законность аннексии этих территорий «советскими» странами, однако это не помешало им наладить отношения с Москвой. После распада СССР они просто приветствовали независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Нравится ли Владимиру Путину это сходство? Маловероятно. Но можно сказать, что Зеленский сделал шаг к примирению, чтобы установить мир. Готов ли к этому президент России?
Ядерное оружие и членство в НАТО
Еще одним признаком изменения риторики Киева стало смягчение переговорной позиции, озвученное министром иностранных дел Украины Андреем Сибигой в декабре прошлого года. Тогда он заявил, что Киев заранее отвергнет любой формат гарантий безопасности, который будет рассматриваться как альтернатива членству Украины в НАТО.
В Киеве считают, что последние высказывания Зеленского в основном направлены против Трампа и его команды
Теперь Зеленский представляет список условий, выполнение которых заменит членство Украины в НАТО — по крайней мере, на данный момент. Наряду с размещением иностранного воинского контингента на Украине и оказанием ей значительной оборонной помощи Зеленский также говорил о необходимости вернуть ядерное оружие на Украину — и Пирс Морган сделал эту фразу заголовком интервью.
Однако это следует рассматривать как фигуру речи: Киев готов отказаться от НАТО, поскольку это важно для Владимира Путина, но взамен требует реальных «ядерных» гарантий безопасности, которые застраховали бы его от новой большой войны.
То есть «вегетарианские» «Минские соглашения-3», включающие бесконечные заседания контактных групп, распределение сил и формальности относительно очередности выполнения пунктов соглашения, Киев не устраивают. Что подходит? Давайте обсудим это, Украина к этому готова, говорит Зеленский.
Подводя итог, Владимир Зеленский неоднократно заявлял о своей готовности к переговорам и готовности идти на компромиссы в ходе этих переговоров. Список этих компромиссов представлен выше, и он выглядит весьма впечатляюще: Киев отказался от многих своих требований, которые еще недавно казались основополагающими.
Основной адресат — Трамп?
В Киеве считают, что все англоязычные интервью Зеленского нацелены на нового президента США Дональда Трампа и его команду. В представлении окружения Трампа есть только один способ положить конец войне на Украине: обе стороны должны пойти на уступки, а если одна из сторон будет упорствовать, к ней будет применена не совсем понятная, но устрашающе названная доктрина «мира через силу».
Пока Зеленский действует, полагая, что эта готовность к компромиссу будет оценена по достоинству в Вашингтоне и что Америка не применит силу против Киева. И то, что он не будет вести переговоры с Россией, минуя Владимира Зеленского, по «украинскому вопросу» — еще один большой страх не только Киева, но и всей Европы.
В любом случае, нам пока не удалось услышать ничего конкретного об усилиях команды Дональда Трампа по прекращению войны, начатой Россией. Но ждать осталось недолго: на следующей неделе, по данным BBC, спецпредставитель США по Украине и России Кит Келлог проведет свою первую официальную встречу с представителями Украины.
Затем планы Вашингтона будут представлены на Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет 14–16 февраля. Следите за новостями “Замин” в “Telegram”
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterНовости по теме