
В Художественной галерее Западной Австралии представлена необычная инсталляция, которая объединила искусство и науку. Здесь слушатели наслаждаются симфонией, созданной не живым оркестром, а крошечной частью мозга умершего человека.
“Мини-мозг”, созданный из крови композитора
В центре инсталляции находится проект под названием Revivification (Возрождение), в рамках которого с 2021 года функционирует “мини-мозг” — церебральный органоид, выращенный в лаборатории из крови умершего американского авангард-композитора Элвина Люсье.
По словам одного из авторов проекта, художника Натана Томпсона, эта нейронная ткань имитирует работу мозга и, как живой мозг, посылает электрические волны и сигналы.
Как работает инсталляция?
Вся инсталляция состоит из 20 больших медных пластин, установленных на стене в виде параболы. За каждой пластиной расположен динамик и молоточек, реагирующие на нейронные импульсы от “мини-мозга”. Эти электрические сигналы приводят систему в движение, создавая необычную музыкальную атмосферу.
Интересно, что этот “мозг” не только “исполняет музыку”, но и реагирует на окружающие звуки — голоса посетителей и собственные акустические сигналы. Эти звуки преобразуются в электрические импульсы и снова направляются к органоиду — таким образом создаётся замкнутый цикл. Авторы подчёркивают, что можно наблюдать, как органоид меняется и даже “обучается”.
Элвин Люсье продолжает творить и после смерти
Элвин Люсье интересовался подобными экспериментами ещё при жизни. В 1965 году он стал первым композитором, использовавшим сигналы ЭЭГ в произведении Music for Solo Performer.
Один из руководителей проекта, Гай Бен-Ари, отмечает:
“Ещё при жизни он говорил: ‘Я буду создавать вечную музыку’ — и дал согласие на участие в этом эксперименте. Поэтому видеть органоид как его ‘посмертного исполнителя’ — логичное продолжение его дела”.
Это искусство или наука?
Инсталляция поднимает не только художественные, но и философские и этические вопросы:
- Можно ли считать музыку, созданную бессознательным мозгом, настоящим творчеством?
- Обязательно ли искусство должно быть связано с живым сознанием?
Смотря на эту “живую инсталляцию”, зрители невольно задумываются о границах жизни, творчества и разума.
Проект Revivification — это тонкая, но захватывающая грань между искусством, наукой и жизнью. Очевидно, что смерть Элвина Люсье не стала концом его творчества, а наоборот — открыла для него новую страницу.
Может быть, мы уже на пороге эпохи музыкантов без мозга, “бессознательных композиторов” и интерактивных симфоний? Читайте «Замин» в Telegram!