date

Афганистан присоединился к растущему списку стран, отменяющих китайские контракты

Афганистан присоединился к растущему списку стран, отменяющих китайские контракты
Талибы недавно аннулировали крупный контракт на добычу нефти стоимостью 540 миллионов долларов с китайской компанией Xinjiang Central Asia Petroleum and Gas Co. (CAPEIC). Это решение, объявленное в начале 2025 года, означает не просто спор по контракту, а свидетельствует о том, что Афганистан присоединился к растущей мировой тенденции пересмотра экономических отношений с китайскими предприятиями. Первоначально подписанное в январе 2023 года соглашение предполагало освоение нефтяных богатств бассейна Амударьи на севере Афганистана. Китайская компания обязалась инвестировать 150 миллионов долларов только в первый год и планировала добывать нефть на огромной площади в 4 500 квадратных километров, где, как полагают, находится около 87 миллионов тонн запасов сырой нефти. Для нуждающегося в легитимности и доходах правительства талибов это партнерство сначала казалось золотой возможностью.

Однако, по словам Хамауна Афгана, пресс-секретаря министерства шахт и нефти талибов, совместная комиссия установила, что CAPEIC неоднократно нарушала соглашение и не выполнила свои контрактные обязательства. Контракт был расторгнут по рекомендации заместителя премьер-министра по экономике Муллы Абдул Гани Барадара и с одобрения премьер-министра Муллы Хассана Ахунда. Хотя конкретные подробности нарушений не разглашаются, министерство теперь приглашает международные консалтинговые фирмы для анализа юридических и финансовых аспектов будущих контрактов.

Этот шаг особенно примечателен с учетом исторически тесных отношений талибов с Китаем. После возвращения к власти в 2021 году талибы подписали с китайскими компаниями ряд крупных горнодобывающих и торговых контрактов, а Пекин поддерживал активные дипломатические и экономические связи. Китай стал первой страной, официально принявшей назначенного талибами посла, и в ответ отправил своего собственного посла в Кабул. Отмена нефтяного соглашения показывает, что даже талибы, несмотря на международную изоляцию, готовы требовать от партнеров выполнения контрактных обязательств. Решение Афганистана соответствует более широкой тенденции, набирающей обороты в развивающемся мире, где все больше стран критически пересматривают китайские проекты. Это особенно заметно в Африке, где ряд государств разочарованы практикой китайских компаний и условиями предоставления кредитов.

Опыт Ганы — яркий пример этого растущего скептицизма. Западноафриканская страна разорвала контракт с Beijing Everyway Traffic and Lighting Tech company, который предполагал создание интеллектуальной системы управления дорожным движением. Проект был прекращён из-за неудовлетворительного качества работ, что отражает озабоченность стандартами исполнения китайских компаний. Возможно, еще важнее тот факт, что Демократическая Республика Конго инициировала пересмотр контрактов на добычу полезных ископаемых, заключённых с Китаем в 2008 году. Президент Феликс Чисекеди открыто критиковал эти соглашения, заявив, что «те, с кем страна подписала контракты, богатеют, в то время как народ Конго по-прежнему беден». Первоначальные сделки с государственными компаниями Китая Sinohydro Corp и China Railway Group включали строительство дорог, больниц и мостов в обмен на 68-процентную долю в предприятии Sicomines. Однако недостаток прозрачности и сомнительная выгода для местного населения вызвали требования о пересмотре соглашений.

Опыт Кении с китайскими инфраструктурными проектами также был спорным. В июле прошлого года Высокий суд Кении отменил контракт на строительство железной дороги стандартной колеи стоимостью 3,2 миллиарда долларов, признав весь проект «незаконным» из-за нарушений законодательства о закупках. Это решение подчеркнуло растущую озабоченность прозрачностью и соблюдением закона в китайских инфраструктурных проектах. Аналогично, Эфиопия расторгла контракт с китайской компанией Poly-GCL, занимавшейся разведкой нефти и газа с 2013 года. Министр шахт и нефти Такеле Ума назвал основной причиной аннулирования «финансовую и организационную неспособность» компании освоить газовые ресурсы бассейна Огаден. Несмотря на ультиматумы и многочисленные возможности выполнить условия, китайская компания не оправдала ожиданий.

Опыт Уганды рассказывает схожую историю невыполненных обещаний. Правительство отказалось от контракта с China Harbour Engineering Company (CHEC) на строительство первой железной дороги стандартной колеи в стране. Линия длиной 273 километра от Малабы до Кампалы, стоимостью 2,2 миллиарда долларов, так и не была построена, поскольку китайские финансисты отказались от поддержки. Теперь Уганда сотрудничает с турецкой фирмой Yapi Merkezi, что отражает тенденцию к диверсификации инфраструктурных партнеров. Даже в Центральной Америке влияние Китая сталкивается с трудностями: Панама рассматривает иск о расторжении концессии гонконгской компании на эксплуатацию двух портов на обоих концах Панамского канала. Этот судебный процесс идёт на фоне более широких геополитических напряжений и вопросов о влиянии Китая на ключевую мировую инфраструктуру.

Эти аннулирования контрактов выявляют ряд тревожных тенденций в зарубежных инвестициях Китая. Многие проекты страдают от низкого качества исполнения, отсутствия прозрачности, невыгодных условий для принимающих стран и недостаточного учета местных потребностей и возможностей. Пандемия COVID-19 усугубила эти проблемы, Китай стал осторожнее в финансировании крупных инфраструктурных проектов, а должники испытывают трудности с обслуживанием кредитов. Для многих развивающихся стран привлекательность китайских инвестиций заключалась в готовности Пекина финансировать проекты без требований к управлению и прозрачности, которые обычно выдвигают западные кредиторы. Однако опыт показал, что такие, казалось бы, более легкие условия часто скрывают дополнительные издержки — проблемы долговой устойчивости, низкое качество проектов и недостаточный трансфер технологий.

Решение талибов расторгнуть нефтяную сделку показывает, что даже правительства с ограниченными международными возможностями готовы требовать выполнения контрактных стандартов. Это указывает на то, что китайские компании больше не могут рассчитывать на отчаянное положение изолированных или бедных правительств для прощения низкого качества работ или нарушений договора. По мере того как всё больше стран пересматривают отношения с китайскими фирмами, Пекин сталкивается с возрастающим давлением улучшать качество проектов, повышать прозрачность и предлагать более справедливые условия. Эпоха безусловного принятия китайских инвестиций, по-видимому, уходит в прошлое — её сменяет более тщательная оценка реальных выгод и соблюдения договорных обязательств. Для таких стран, как Афганистан, это означает более зрелый подход к международному сотрудничеству, при котором долгосрочная выгода ставится выше сиюминутной финансовой помощи.
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости » Мир » Афганистан присоединился к растущему списку стран, отменяющих китайские контракты