
На сегодняшний день идея «Новый Узбекистан» открывает новые перспективы не только в экономической сфере, но и в области образования, культуры и науки. В частности, масштабные реформы проводятся в направлении развития человеческого капитала, поддержки талантливой молодежи и приведения системы образования в соответствие с международными стандартами.
Ярким примером данного процесса можно назвать международную школу-интернат имени Аль-Беруни, созданную по инициативе Президента Узбекистана. Это образовательное учреждение было организовано в рамках задач, определенных Указом №PF–86 от 15 мая 2025 года. Его цель — раннее выявление талантливых учеников, развитие их знаний и навыков на основе международных стандартов, а также подготовка к поступлению в университеты, входящие в мировой рейтинг ТОП–50.
Школа не просто образовательное учреждение, а место, где учебные процессы ориентированы на раскрытие интеллектуального потенциала учеников. Каждый урок, каждый проект и каждая дискуссия направлены на то, чтобы расширить кругозор учащихся до глобального уровня и помочь им найти своё место в прогрессе человечества.
Ученики школы уже сегодня приобретают навыки 21 века, такие как обсуждение глобальных проблем, установление диалога между представителями разных культур, аргументация идей с доказательствами. Ведь главный вызов XXI века — это не просто усвоение знаний, а их создание.
Школа носит имя Аль-Беруни как символ научной, интеллектуальной и духовной гармонии. Это отражено и в логотипе школы — надпись «Кутадгу билиг» (с узбекского — «Знания, ведущие к счастью») подчеркивает единство знаний и справедливости, разума и добродетели.
В первый год в школу были зачислены 60 учеников, показавших самые высокие результаты среди более чем 16 000 претендентов. Экзамены проходили в два этапа по математике и английскому языку в регионах республики.
Образовательная программа школы построена на основе швейцарской программы «International Baccalaureate Diploma Programme» (IBDP) — признанной международной учебной модели, действующей в более чем 160 странах мира. Сегодня в системе IB работают свыше 6 000 школ, где обучаются 1,95 миллиона учеников.
Программа IB состоит из четырех этапов: PYP (начальный), MYP (средний), DP (дипломный) и CP (профессиональный), охватывая развитие детей от 3 до 19 лет.
Международная школа имени Аль-Беруни стала первой государственной школой в истории Узбекистана и Центральной Азии, которая внедрила IB Diploma Programme (DP). На данный момент школа успешно прошла два этапа предварительной оценки IB и полностью соответствует всем его требованиям.
Кроме того, школа установила партнёрские связи с примерно 20 международными образовательными учреждениями и ведущими университетами. Среди них — Сиднейский университет (QS–25) и университет Монаш (QS–36) в Австралии, организация Kaplan International, а также университеты Кардиффа и Сассекса в Великобритании.
Переговоры о расширении сотрудничества ведутся с университетами Лиги Плюща (Ivy League) в США, включая Гарвард, Йель, Браун, Корнелл и Колумбийский университеты.
Философия IB сосредоточена на гуманизме и формировании «гражданина мира». Эта программа, обеспечивая глубокие академические знания, учит школьников критически и независимо мыслить, осознавать социальную ответственность и уважать культурное разнообразие.
Одним из главных преимуществ системы IB является то, что учитель выступает не просто как передатчик знаний, а как наставник, помогающий формировать новые идеи. Модули «Теория познания» (TOK), «Расширенное эссе» (EE) и «Креативность, Деятельность, Сервис» (CAS) гармонично развивают интеллектуальные и духовные качества учеников.
Выпускники школы получают не только государственное свидетельство, но и диплом IB. Этот диплом предоставляет преференции при поступлении в университеты из мирового рейтинга ТОП–50 и возможность завершить программу бакалавриата за три года вместо четырех.
Таким образом, международная школа имени Аль-Беруни стала первым государственным образовательным учреждением в Центральной Азии, которое полностью реализовало программу IB Diploma.
Следует отметить, что обучение в школе организовано на основе личностно-ориентированной программы, каждому ученику назначается индивидуальный ментор. Этот подход способствует не только академическому, но и психологическому и социальному развитию учащихся.
На уроках практикуется работа в малых группах, что позволяет ученикам обмениваться мнениями, участвовать в дискуссиях и находить факты в совместной работе. Обучение ведется полностью на английском языке, также углубленно изучаются ещё два иностранных языка. Учащиеся участвуют в научных исследованиях, стартап-проектах, международных олимпиадах и конкурсах.
Кроме того, профиль ученика IB включает 10 качеств: исследователь, мыслитель, принципиальный, заботливый, открытый, уравновешенный, задумчивый, храбрый, общительный и имеющий собственное мировоззрение. Эти ценности являются основой духовного развития в школе имени Аль-Беруни.
Согласно президентскому указу, расходы на обучение и проживание за рубежом для выпускников школы, поступивших в ТОП–50 университетов мира, полностью покрываются государством. Это открывает безграничные возможности для молодежи и создает основу для будущего вклада в развитие страны и науки.
Самое главное, это демонстрация высокого доверия Нового Узбекистана к своим детям и их интеллектуальному потенциалу.
Ученики школы воспитываются как свободно мыслящие в глобальной среде, но остающиеся преданными национальным ценностям и патриотичными личностями. Через деятельность CAS (Креативность, Деятельность, Сервис) ученики активно участвуют в общественной жизни, вносят вклад в социальные проекты и занимаются волонтерской работой.
Таким образом, школа не просто готовит «глобальных учеников», а воспитывает «глобально мыслящих узбекских интеллигентов».
Методика оценки в системе IB — одно из сильных сторон школы Аль-Беруни. Она основывается не только на тестах и экзаменах, но и на анализе, исследованиях, креативности и социальной активности учеников.
В процессе оценки применяются как внутренние (в школе), так и внешние (международные эксперты IB) экзамены. Результаты экзаменов оценивают не только уровень знаний учеников, но и их умение мыслить.
В будущем школа Аль-Беруни намерена расширить международное сотрудничество, повысить квалификацию преподавателей IB, углубленно развивать цифровые и STEAM-направления, а также обучать учеников на стыке науки и технологий.
Каждый год планируется направлять учеников, достигших высоких академических результатов, в летние лагеря при университетах, таких как Гарвард, Стэнфорд, MIT, Оксфорд и Кембридж, чтобы ближе познакомить их с требованиями и условиями обучения в этих вузах.
Кроме того, создаётся глобальная сеть выпускников школы, которые в будущем будут формировать интеллектуальную элиту, работающую на благо страны.
Подводя итог, можно сказать, что международная школа-интернат имени Аль-Беруни — это не просто учебное заведение. Это результат реформ в области образования Нового Узбекистана, уникальная образовательная организация, объединившая национальное мышление и глобальный взгляд на мир.
Ученики этой школы — это политики, учёные, инженеры, дипломаты и инноваторы завтрашнего дня. Каждый урок для них — это уверенный шаг в будущее.
Впервые в истории системы образования Узбекистана была создана государственная школа с международной аккредитацией, что является примером приверженности нашего народа знаниям, мышлению и высоким целям.
Школа имени Аль-Беруни — одно из образовательных учреждений, создающих духовное и интеллектуальное будущее Нового Узбекистана.
Джавохир Ахмедов
Исполнительный директор международной школы-интерната имени Аль-Беруни
Читайте «Zamin» в Telegram!