Процесс овладения речью у детей начинается с рождения. Сначала они воспринимают язык на слух, а затем постепенно учатся выражать его словами. Этот процесс у каждого ребёнка протекает с разной скоростью. Однако, основываясь на медицинских и психологических исследованиях, этапы речевого развития у детей чётко определены.
Этап до одного года
Сразу после рождения ребёнок начинает реагировать на звуки вокруг. В возрасте 2–3 месяцев он начинает издавать различные звуки — этот этап называется «гулением». К 6–7 месяцам развивается «лепет» — повторение одинаковых звуков, таких как «ба-ба», «ма-ма». В этот период ребёнок запоминает услышанные слова, но пока не говорит их целенаправленно.
Этап от одного до двух лет
Многие дети произносят первое слово примерно в возрасте 12 месяцев. Обычно это простые и часто используемые слова, такие как «мама», «папа», «на». К 18 месяцам словарный запас ребёнка составляет в среднем 10–20 слов. Он использует некоторые слова только в определённых ситуациях и старается выражать желания с помощью слов.
Этап от двух до трёх лет
На этом этапе речь ребёнка активно развивается. В возрасте двух лет его словарный запас достигает 50–100 слов, а к трём годам — 250–500 слов. Дети начинают соединять слова и строить простые предложения из двух–трёх слов. Например: «папа на работе», «вот вода».
Этап после трёх лет
После трёх лет ребёнок начинает строить полные предложения, используя слова. Он понимает противоположные значения и может задавать вопросы. В возрасте четырёх лет он способен свободно выражать свои мысли. К пяти годам речь большинства детей становится понятной, частично правильной и логичной — почти как у взрослых.
С чем может быть связано задержка речи?
Если ребёнок не произносит ни одного слова до 18–24 месяцев или не строит двухсловные предложения к двум годам, это может указывать на возможную задержку развития речи. Причинами могут быть:
-
проблемы со слухом;
-
задержка неврологического развития;
-
врождённые нарушения речевого аппарата (голосовые связки, язык, ротовая полость);
-
недостаточная языковая среда.
В таких случаях рекомендуется обратиться к специалистам: логопеду, педиатру и сурдологу.
Читайте «Замин» в Telegram!