
Ислам Каримов правил Узбекистаном четверть века, с момента обретения независимости до сентября 2016 года. В годы правления Каримова Узбекистан установил союзнические отношения только с одной страной. То же самое было и с Российской Федерацией в ноябре 2005 года. Однако Каримов был известен своим недоверием к России.
Недоверие Каримова к России было естественным. Естественно, что не только Узбекистан, но и все новые государства, обретшие независимость после распада СССР, относились к России с недоверием и страхом. Потому что идеи, стремления и проекты по восстановлению СССР были сильны в России и остаются таковыми до сих пор.
Москва не колеблясь навязывает свою политическую и геополитическую волю новым независимым государствам, включая Узбекистан.
В 1995 году состоятся выборы в Государственную Думу РФ. Коммунистическая партия одерживает убедительную победу на выборах. Проельцинская партия «Наш дом — Россия» получила всего 10 процентов голосов. В марте 1996 года Дума приняла два закона о восстановлении СССР. Один — «Об обеспечении интеграции народов СССР», другой — «О признании Беловежских соглашений недействительными». Естественно, эти и другие настроения в России вызывают беспокойство у Узбекистана и других новых независимых государств.
В 1997 году Каримов написал книгу под названием «Узбекистан на пороге XXI века». В этой книге перечислены семь основных угроз. Говорят о «региональных конфликтах», «религиозном экстремизме и терроризме», «великодержавном шовинизме и агрессивном национализме», «этнических и межэтнических конфликтах», «коррупции и преступности», «местничестве и племенном возмущении» и «экологических проблемах».
Короче говоря, Каримов упоминает только Россию, которую, по его словам, беспокоят региональные конфликты, а также экстремизм и терроризм, но больше всего нас беспокоят и представляют реальную угрозу нашей независимости шовинизм, агрессивный национализм и империализм. Третий раздел книги посвящен исключительно угрозам со стороны России.
Если обобщить мысли Каримова, то можно сделать следующие выводы: в российской политической элите, спецслужбах и государственном устройстве есть силы и настроения, которые свысока смотрят на независимые государства, видят в них часть своей империи, хотят сохранить их в зависимом состоянии, а по возможности и восстановить их империи. Чтобы сохранить свое влияние и давление, Россия думает об игре с границами новых государств и хочет реализовать свои проекты путем разжигания, подстрекательства и посредничества в межэтнических конфликтах. Российский империализм также стремился создать комплекс неполноценности у узбекского народа и местных народов, прививая им дух «отсталости».
С середины 1990-х годов Узбекистан дистанцируется от России и укрепляет связи с западными странами, прежде всего с США. После 11 сентября 2001 года отношения с США кардинально изменились. Узбекистан согласился использовать свою территорию в качестве транзитного пункта для операций США в Афганистане. Была представлена военная база в Карши, где, как говорят, несли службу около 1500–5000 солдат.
В марте 2002 года Каримов подписал в Вашингтоне «Декларацию о стратегическом партнерстве» с Джорджем Бушем. Согласно заявлению, «Соединенные Штаты с крайней обеспокоенностью рассматривают любую угрозу безопасности и территориальной целостности Узбекистана».
Однако в 2003–2005 годах в связи с рядом событий Каримов начал дистанцироваться от Запада. Например, в ноябре 2003 года в Грузии произошла революция. Массовые демонстрации, начавшиеся в ноябре 2004 года, привели к смене правительства на Украине к январю 2005 года. В марте 2005 года в соседнем Кыргызстане был свергнут Аскар Акаев. Более того, ожидаемые инвестиции из США в Узбекистан не придут. В декабре 2003 года Узбекистан потребовал пересмотра соглашения по Каршинской базе, подняв этот вопрос в общей сложности 6 раз. США отвечают: «В этом нет необходимости».
На фоне цветных революций и отсутствия значительных финансовых вливаний со стороны США Каримов начал развивать сближение с Россией. В июне 2004 года Узбекистан подписал соглашение о «стратегическом партнерстве» с Россией. Соглашение предусматривает совместное использование военной инфраструктуры и передачу «Лукойлу» крупных газовых месторождений в Узбекистане.
Однако отношения Узбекистана с Западом резко ухудшились после андижанских событий мая 2005 года. Западные страны не поддержали версию правительства и потребовали проведения международного расследования. 29 июля 2005 года Каримов потребовал закрыть военную базу США в течение 180 дней. Причиной было названо то, что США не заплатили арендную плату и нанесли значительный ущерб окружающей среде.
Военные учения с Российской Федерацией пройдут в сентябре 2005 года. Это были первые совместные военные учения после распада СССР. В ноябре 2005 года Узбекистан подписал соглашение о «союзнических отношениях» с Российской Федерацией. В январе 2006 года Узбекистан вернется в Организацию Договора о коллективной безопасности.
После того, как Каримов стабилизировал политическую систему, в 2007–2009 годах Узбекистан вновь начал дистанцироваться от России. В 2012 году страна вновь выйдет из ОДКБ.
О чем свидетельствует союз Каримова с Россией? Нарушение прав человека приводит к дисбалансу. Отсутствие свободы совести и религиозной свободы вызвало серьезные потрясения во внутренней и внешней политике государства, нанесло серьезный удар по статусу Узбекистана в регионе и международному престижу.
Существует закономерная связь между правами человека, религиозной свободой, гармоничным функционированием демократических институтов и репутацией государства на международной арене. Отрицание этого закона приводит к ошибкам и трагедиям.
Камолиддин Раббимов,
политолог
политолог
Ctrl
Enter
Нашли оШибку
Выделите текст и нажмите Ctrl+EnterНовости по теме