
Стратегическое сотрудничество между Индией и республиками Центральной Азии в области обороны и безопасности обусловлено сложной матрицей исторических связей, общими опасениями по безопасности, региональной геополитической динамикой и взаимными стремлениями к стабильности и развитию. По сути, это сотрудничество формируется путем сближения интересов в противодействии терроризму и экстремизму, борьбе с транснациональными угрозами, такими как незаконный оборот наркотиков и кибератаки, балансирования влияния крупных держав в Евразии, а также использования географических и исторических связей для продвижения связей и региональной интеграции. Эти драйверы не только объясняют, почему Индия уделила приоритетное внимание более глубоким связям в области обороны и безопасности с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, но и обосновывают призывы к расширению этого сотрудничества в рамках более широкой стратегии обеспечения регионального мира и стабильности.
Одним из основных драйверов стратегического сотрудничества Индии и Центральной Азии в области обороны и безопасности является общая обеспокоенность по поводу терроризма и исламистской радикализации. Близость Центральной Азии к Афганистану, где ситуация с безопасностью остается хрупкой, ставит Индию и государства Центральной Азии в уязвимое положение перед трансграничными экстремистскими движениями. Внешняя политика Индии все больше фокусируется на взаимодействии со своим расширенным соседством для смягчения этих угроз, и страны Центральной Азии искали партнерские отношения, которые помогли бы укрепить их собственные возможности в борьбе с терроризмом. Обе стороны признают, что борьба с терроризмом, радикализацией, незаконным оборотом оружия и наркотиков является основой региональной стабильности, которая, в свою очередь, лежит в основе экономического развития и перспектив иностранных инвестиций. Это согласование восприятия угроз привело к ощутимому сотрудничеству в таких областях, как контртеррористические диалоги, обмен информацией и совместные обучающие инициативы.
Тесно связанная с противодействием терроризму, необходимость решения транснациональных, нетрадиционных вызовов безопасности, особенно киберугроз. По мере того, как цифровая инфраструктура становится основой национального развития, как Индия, так и государства Центральной Азии сталкиваются с сложными кибератаками, угрожающими критической инфраструктуре и системам управления. Стратегические киберучения в ноябре 2025 года, проведенные Индией, собрали агентства кибербезопасности и национальные команды по реагированию на чрезвычайные ситуации на компьютерах всех пяти республик Центральной Азии, подчеркнув коллективную приверженность построению технического потенциала и политических рамок для борьбы с киберпреступностью и повышения устойчивости. Это упражнение подчеркивает признание того, что современное сотрудничество в области безопасности не может ограничиваться традиционными военными областями, но должно включать в себя такие развивающиеся области, как киберпространство и искусственный интеллект, где сотрудничество укрепляет доверие и повышает коллективные оборонные возможности.
Другим ключевым фактором является развивающийся геополитический контекст Евразии, где Центральная Азия находится в центре крупной конкуренции за власть. Региональные структуры, ориентированные на безопасность, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), предоставляют возможности для расширения многостороннего сотрудничества. Взаимодействие Индии с Центральной Азией в области обороны и безопасности добавляет многовекторное измерение, которое дополняет ее более широкую внешнюю политику стратегической автономии. Хотя у Индии нет прямого сухопутного доступа в Центральную Азию, она использует многосторонние платформы и двусторонние отношения для обеспечения своего ключевого представительства в региональных диалогах по безопасности.
Тот факт, что министры обороны пяти центральноазиатских государств недавно впервые встретились и провели совместное военное учение "Birlik 2025," отражает региональный импульс к укреплению рамок коллективной безопасности, даже когда эти государства балансируют отношения с более крупными державами.[] Кроме того, ежегодный диалог советников по национальной безопасности "Индия - Центральная Азия" помогает решать критические региональные вопросы и укреплять многостороннее сотрудничество. Кроме того, Индия проводит военные учения, такие как KazInd (Казахстан), Khanjar (Кыргызстан) и Dustlik (Узбекистан), для улучшения совместимости. Эта среда создает возможность для Индии углублять связи на основе общих интересов в поддержании стабильного баланса сил и предотвращении доминирования какого-либо одного внешнего актора в регионе.
Региональная взаимосвязанность и развитие инфраструктуры также играют роль в сотрудничестве в области обороны и безопасности. География Центральной Азии, не имеющей выхода к морю, делает инициативы по подключению жизненно важными для экономической интеграции и стратегического сотрудничества. Такие проекты, как Ашхабадское соглашение и Международный транспортный коридор Север-Юг, направлены на соединение Центральной Азии с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой. Присоединение Индии к Ашхабадскому соглашению в 2018 году и активное участие в транспортных коридорах подчеркивают ее заинтересованность в содействии сухопутным связям, которые обойдут традиционные точки проникновения и усилят экономическую взаимозависимость. Хотя эти инициативы носят экономический характер, они имеют прямые последствия для безопасности: улучшенная связь снижает изоляцию государств Центральной Азии, повышает благосостояние, создает маршруты для передачи военной техники и снижает привлекательность незаконных торговых сетей, которые часто подпитывают небезопасность.
Учитывая эти факторы, есть веские причины для расширения сотрудничества в области обороны и безопасности между Индией и республиками Центральной Азии. Во-первых, укрепление такого сотрудничества углубляет взаимное доверие и укрепляет общие обязательства в борьбе с терроризмом, экстремизмом и киберпреступностью. В эпоху, когда нетрадиционные угрозы могут дестабилизировать целые регионы, скоординированные усилия усиливают эффективность национальных ответов и создают сеть устойчивых государств, способных к коллективным действиям. Во-вторых, более тесные связи в области безопасности могут поддержать и защитить более широкие экономические и коммуникационные инициативы, которые жизненно важны для регионального процветания. Поскольку проекты связи уменьшают изоляцию и стимулируют торговлю, они одновременно способствуют стабильности за счет интеграции рынков и согласования стратегических интересов.
Более того, расширенное сотрудничество может служить стабилизирующей силой в регионе, характеризующемся соперничеством великих держав, и способствовать стабильности в Афганистане. Советники по национальной безопасности Индии и Центральной Азии встретились в октябре 2025 года для обсуждения скоординированных планов по стабилизации Афганистана путем взаимодействия с режимом "Талибан" для решения общих вызовов безопасности, повышения взаимосвязанности и содействия экономическому развитию, подчеркнув необходимость регулярного диалога по противодействию терроризму, радикализации, экстремизму и незаконному обороту наркотиков. Работая с нынешними властями Афганистана и используя такие инфраструктурные связи, как порт Чабахар и ИНСТК, Индия и страны Центральной Азии стремятся укрепить региональную экономическую интеграцию и сократить вакуум безопасности, который могут использовать экстремистские группировки. Такие скоординированные усилия жизненно важны для региональной стабильности, предотвращения терроризма и развития связей, которые выгодны всем заинтересованным сторонам.
Вовлекая Центральную Азию в значимые оборонные партнерские отношения, Индия способствует многополярной архитектуре безопасности, которая препятствует принудительному господству любой отдельной державы, тем самым сохраняя суверенитет малых государств. Это соответствует как стратегической автономии Индии, так и устремлениям государств Центральной Азии к многосторонним альянсам. Наконец, прочные оборонные отношения устанавливают институциональные связи, такие как регулярные диалоги, совместные учения и общие политические рамки, которые являются незаменимыми для долгосрочной стабильности и предсказуемости в региональных отношениях.
Читайте «Zamin» в Telegram!Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.